Аннотации

Бухина О., Мицюк Н. А., Пушкарева Н. Л. Делая знакомое незнакомым («Образ себя» как предмет научного исследования) (.pdf) 

 

Аннотация: В соответствии с темой Конвенции ASEEES-MAG 2016 г. «Образ Другого» славянские и американские исследователи решили дать новому летнему конгрессу международной ассоциации гуманитарных наук (МАГ) название «Образ себя». Более 200 ученых выступили со своими разработками в Украинском католическом университете 27–29 июня 2018 г. во Львове. Участники конгресса пытались показать, как государства, общества, группы и общественные движения, а также отдельные люди представляют сами себя и себя другим (используя разнообразные средства, включая язык, культуру, литературу, политику истории и политику как таковую). Как стало очевидно, образы самого себя можно найти не только в способах говорения о себе самом, в массовой литературе, художественном выражении и общественной сфере. Как репрезентация себя помогает конструированию стереотипов? Как возникают ресурсы для взаимотерпимости, взаимоуважения и сотрудничества? Эти проблемы явлены во всем мире, но они кажутся особенно заметными в Восточной Европе и Евразии. И они стали предметом международного обсуждения. Участники конференции рассмотрели способы сохранения странами своей этнической самобытности, а также выстраивания границ между коренным населением и иммигрантами. Антропологи неоднократно подчеркивали, что этническая идентичность является относительной, что люди определяют себя через то, что отличает их от других групп. На конференции было важно обсудить, что именно народы думают о других нациях, как это помогло им создать мнение о себе, сформировать чувство единства, которое позволило преодолеть прежние разногласия. Конвенция была поддержана Фондом содействия открытому обществу, Нью-Йоркской корпорацией Карнеги, Международным фондом возрождения (IRF), Ассоциацией по изучению славянских, восточноевропейских и евразийских культур (ASEEES) и Львовским городским советом, программой «Научный Львов».

 

Ключевые слова: «образ себя», образ других, этнические стереотипы, культура, пол, воображение.

 

Вернуться к содержанию Выпуска 1 (44)

Фокин А. А. «Кризис революции и задачи пролетариата» и особенности источниковедческого анализа документов большевиков-ленинцев 1930-х годов (.pdf) 

 

Аннотация: Публикуется один из документов, найденных в 2018 г. в Верхнеуральской тюрьме, написанных представителями левой оппозиции, находившимися там в заключении в 1930-е гг. Указанные документы составляют корпус текстов «Тетради Верхнеуральского политического изолятора», в котором выделяется подкорпус «Кризис революции и задачи пролетариата». В этих текстах большевики-ленинцы выразили собственный взгляд на ситуацию в СССР и предложили альтернативные модели развития страны. Публикуется первый из одиннадцати текстов «Кризиса революции и задач пролетариата», в котором авторы излагают теорию перманентной революции, созданную сторонниками Льва Троцкого, определяют сталинскую модель социализма как национал-социалистическую, отмечают, что поражение левой оппозиции означает поражение не только троцкистов, но и ленинской линии, что приводит к кризису революции и ставит перед пролетариатом новые задачи. Важным аспектом работы с найденными документами является их источниковедческий анализ. Современное источниковедение, с одной стороны, предоставляет универсальные инструменты для исследования текстов, с другой стороны, не уделяет достаточного внимания специфике политических документов XX в. Таким образом, в статье определяются ключевые пункты анализа документов «Кризиса революции и задач пролетариата», а также перспективы их дальнейшего источниковедческого изучения. 

 

Ключевые слова: большевики-ленинцы, левая оппозиция, Верхнеуральский политический изолятор, источниковедение.

 

Вернуться к содержанию Выпуска 1 (44)

Сироткина И. Е. Пляска по инструкции: создание «советского массового танца» в 1920-е годы (.pdf) 

 

Аннотация: Рассматривается попытка советского государства поставить под контроль то, что традиционно считается искренним, спонтанным и стихийным, – «пляску», и попытка сопротивления этому. Обращение к 1920-м гг. позволило проследить, как политический контроль над культурой из выборочного превращался в тотальный и порой принимал гротескные институциональные формы. Он охватил и так называемые салонные, или клубные, танцы, включая популярные танго и фокстрот: их назвали «буржуазными» и на общественных танцплощадках запретили. Салонные танцы повсеместно заменялись так называемыми «массовой пляской» и «физкульт-танцем». Частные студии и школы танцев были запрещены, и оставшиеся не у дел хореографы занялись созданием новых танцев для рабочих и крестьянских клубов. Новый «советский» танец должен был избегать разбиения на пары и виделся как простой, «бодрый» и коллективный. Моделью для некоторых танцев служили адаптированные народные пляски и традиционные бальные танцы – кадриль, па-де-катр. За десять–пятнадцать лет было издано множество сборников «плясок и игр» для детей и взрослых и рекомендаций по проведению клубных вечеров. Хотя с середины 1930-х гг. в СССР началось возвращение традиционных салонных танцев, проект создания «советских танцев» можно было считать реализованным. Простые по хореографии, бодрые и энергичные танцы-упражнения вошли в репертуар массовиков-зайтеников и пионерских кружков. Тем не менее попытка управлять телами и душами новых советских подданных инструктивно, с помощью командных методов, дала неоднозначные результаты. 

 

Ключевые слова: массовая пляска, физкульт-танец, массовик-затейник, советская самодеятельность, фокстрот.

 

Вернуться к содержанию Выпуска 1 (44)

Слезкин Ю. Л. «Дом на набережной», выходные дни. Начало 1930-х годов (.pdf) 

 

Аннотация: В издательстве «Corpus» в 2019 г. выходит книга Ю.Л. Слезкина «Дом правительства. Сага о русской революции» (М.: Corpus, 2019), уже вызвавшая широкое обсуждение в профессиональной среде. Издательство дает книге следующую характеристику: «Дом правительства» не похож ни на одну другую книгу о русской революции и советской власти. Документальное повествование Юрия Слёзкина, сопоставимое с великими литературными эпопеями, такими как «Война и мир» Толстого, «Жизнь и судьба» Гроссмана, «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына, рассказывает о судьбах обитателей престижного жилищного комплекса, Дома правительства, ныне известного как Дом на набережной. Несгибаемые большевики, строители нового мира, закаленные в тюрьмах и ссылках, преображаются в высокопоставленных чиновников, обрастают семьями и бытом, проходят сталинские чистки, казнят врагов народа и сами идут на казнь. Новый мир остается их детям… Из огромного массива архивных материалов, писем, дневников, интервью, дополненных редкими фотографиями, рождается уникальная сага о Доме правительства – зачарованном замке, населенном призраками ушедшей эпохи». Публикуемый с разрешения издательства фрагмент позволяет составить представление о специфике этой полемической книги.

 

Ключевые слова: сталинизм, «Дом на набережной», история досуга, советская политическая элита.

 

Вернуться к содержанию Выпуска 1 (44)

Малышева С. Ю. Эволюция исторической мифологии «ноябрьских» праздников в России (.pdf) 

 

Аннотация: Рассматривается использование «ноябрьских» праздников (7 и 4 ноября) в качестве инструментов институализации культурной памяти об исторических событиях. Предпринимается попытка размышления об эволюции исторической мифологии и о переозначивании главного советского праздника – Дня пролетарской революции – в XX – начале XXI в. В раннесоветское время в исторической мифологии Октября превалировала революционная ретроспектива. В годы Великой Отечественной войны она была значительно скорректирована обращением к сюжетам и персоналиям русской/российской истории. В позднесоветский период историческая составляющая праздника значительно редуцировалась и формализовалась. Распад СССР, разрушение идеологического наследия Советского Союза, формирование в обществе разных представлений о прошлом страны и ее будущем, острое гражданское политическое и военное противостояния 1990–х гг., постепенное размывание советской идентичности в конце XX – начале XXI в. актуализировали задачу смены исторического longuedurée – революционной ретроспективы национальной / националистической. Эти обстоятельства предопределили судьбу главного революционного праздника СССР. Быстрая и исторически малообоснованная смена исторических значений и смыслов «ноябрьского» праздника в России в 1990-х – начале 2000-х гг. свидетельствовала о качестве политической ситуации в стране и о состоянии государственной власти, об отсутствии консенсуса в общественно-политической сфере. Операции с культурной памятью, усиленное конструирование и насаждение исторической мифологии чаще всего обусловлено недостатком легитимации власти и желанием ее обосновать / обновить.

 

Ключевые слова: праздник, 7 ноября, историческая мифология, культурная память.

 

Вернуться к содержанию Выпуска 1 (44)

#fc3424 #5835a1 #1975f2 #2fc86b #ftooc9 #eef11365 #240214123421