Иванков Э. В. «Выборное настроение тихое»: политическая борьба на выборах в Государственную думу третьего созыва (.pdf)

 

Аннотация: Рассматривается агитационно-пропагандистская деятельность крупнейших российских политических партий в период третьей думской избирательной кампании (1907 г.). После роспуска Государственной думы второго созыва большинство политических партий переживало острый организационный кризис. В условиях измененного избирательного законодательства, мощного административного давления властей и абсентеизма избирателей партии были вынуждены корректировать методы и формы избирательной борьбы. На выборах в Государственную думу третьего созыва, как и в предыдущие избирательные кампании, партии активно использовали возможности создания коалиций и достижения предвыборных соглашений. Не оставаясь в стороне от избирательной кампании, местные власти зачастую выступали инициаторами создания предвыборных блоков и играли роль посредника между разными политическими силами. Правительство пользовалось разделением партий на легализованные и нелегализованные, которое само и придумало. Агитация нелегальных партий осуществлялась в крайне тяжелых условиях. Вместе с тем власть оказывала финансовую и организационную поддержку лояльным политическим силам. Несмотря на широкую поддержку правительством правоконсервативных организаций и изданий, во многих губерниях и областях Российской империи их активность была крайне низкой. Остальные политические партии также испытывали организационные и финансовые трудности, что сказалось на их агитационно-пропагандистских возможностях. Ни консерваторам, ни либералам, ни социал-демократам не удалось мобилизовать своего избирателя, о чем свидетельствует его отсутствие на избирательных участках. Третья избирательная кампания, по словам современников, проходила в условиях полнейшего разочарования, апатии, усталости и неверия. В такой обстановке безразличия итоги выборов были предсказуемы: победу одержали правые и октябристы.

 

Ключевые слова: абсентеизм, административный ресурс, бойкот, избирательная кампания, коалиции, предвыборная агитация, предвыборное соглашение, политическая борьба, репрессии, террор.

 

Вернуться к содержанию Выпуска 4 (43)

 
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #2fc86b #ftooc9 #eef11365 #240214123421