Ошибка
  • Шаблон для данной страницы недоступен. Пожалуйста, сообщите об этом Администратору сайта.

2018. Выпуск 4 (43)

Кобылин И. И., Николаи Ф. В. «Восточная экзотика» и солдатская прагматика: воспоминания воинов-интернационалистов о войне в Афганистане (.pdf)

 

Аннотация: На основе дневников и полуформализованных интервью российских участников войны в Афганистане 1979–1989 гг. рассматриваются две модальности их отношения к местным реалиям. С одной стороны, местные жители описываются как представители «отсталой» восточной страны, застывшей в Средневековье. С другой стороны, такая «ориентализация» не мешает создать систему прагматического взаимодействия и (полу)капиталистического обмена между афганцами и «шурави». Иногда этот «бизнес» даже вызывает эффект «самоориентализации» воинов-интернационалистов, описывавших себя как «дикарей», пораженных потребительским изобилием афганских «дуканов». В результате оппозиция «свой» – «чужой», с одной стороны, провозглашается основой самоидентификации ветеранов, а с другой – оказывается достаточно подвижной и ситуативной, порождая многочисленные парадоксы. Низовые практики коллективного выживания еще более усложняют эту картину. В повседневной армейской жизни «отсталый» афганский «другой» раздваивается на «полезного» и «бесполезного» «другого». Первый в значительной степени «очеловечивается» и описывается с помощью «интернационалистского» словаря. Ориенталистские клише здесь сохраняются, но пресловутая «восточная специфика» начинает играть роль не стигмата «дикости», а скорее эстетически интересного «орнамента». «Бесполезный» же «другой» остается окутан плотной завесой ориенталистских формул. Все эти модальности и символические смыслы плохо сочетаются друг с другом, образуя зоны некоторой напряженности. Эта «гибридная» сборка идентичности все время оказывается в процессе пересмотра. В таком контексте основной задачей устной истории и военной антропологии становится прояснение механизмов функционирования повседневных практик выживания комбатантов.

 

Ключевые слова: устная история, ветераны локальных конфликтов, ориентализм, гибридные идентичности, нарративы, практики коммеморации.

 

Вернуться к содержанию Выпуска 4 (43)