2018. Выпуск 4 (43)

Шеин С. А. Концепт традиционных ценностей в программе и стратегии британских консерваторов: выборы 2015 и 2017 годов (.pdf)

 

Аннотация: Партийно-политическая борьба в странах Запада, в частности, в Великобритании, характеризуется столкновением сторонников и противников «разворота» к традиционным ценностям как основе социокультурной жизни общества. В статье выясняется, какую роль сыграл концепт традиционных ценностей в программе и стратегии британских консерваторов на выборах 2015 и 2017 гг. Отмечается, что, несмотря на историческую роль консерваторов как поборников традиции, идеологическое размежевание в консервативном лагере определило различную концептуализацию понятия традиционных ценностей. Либеральные консерваторы отождествляют традиционные ценности с «общебританскими» или национальными ценностями, используя их для сохранения национальной идентичности в ходе глобализационного процесса. При этом они безболезненно адаптируются к процессу трансформации института семьи и даже самостоятельно его форсируют. Правые тори сводят традиционные ценности именно к морально-нравственной проблематики, в том числе к незыблемости роли традиционной семьи и религии в жизни общества. Это делает решение «вопроса традиционных ценностей» одним из основных водоразделов в консервативном движении. В условиях отсутствия внутрипартийного консенсуса по этому вопросу концепт традиционных ценностей не был в полной мере актуализирован консервативным руководством в ходе выборов 2015 и 2017 гг. В этой ситуации зафиксированы попытки использовать концепт традиционных ценностей новыми политическими силами, такими как Партия независимости Соединенного Королевства. Вместе с тем консервативные лидеры Дэвид Кэмерон и Тереза Мэй попытались обратиться к «антисекулярному» дискурсу для мобилизации религиозных избирателей и сохранения национальной идентичности в процессе выхода страны из Европейского союза.

 

Ключевые слова: традиционные ценности, британские консерваторы, выборы, «Брекзит».

 

Вернуться к содержанию Выпуска 4 (43)