2018. Выпуск 3 (42)

Перова М. А. Пространство детской повседневности в советской России 1920–1930-х годов (на примере Курганского и Шадринского округов) (.pdf)

 

Аннотация: Цель данной статьи – проанализировать пространство детской повседневности Советской России довоенного времени как важную часть жизненного мира ребенка в период становления нового советского человека, вписать провинциальное детское пространство в общероссийское, сопоставив общее и особенное, проследить влияние материально-бытовой составляющей пространства на формирование будущих строителей Советской империи. Автор учитывает многоплановость пространства, включающего также социальные отношения, интеллектуальный и эмоциональный жизненный мир, но сосредотачивается на материальном аспекте, показывая его «подрывную» и «контрреволюционную» роль в процессе конструирования нового мира и новых ценностей. Опираясь на работы ведущих исследователей истории детства, архивные документы и устные источники, автор показывает влияние пространственного фактора на отношение детей к семье, учебе, противоположному полу, идеологии, на создание образа желаемого будущего. В статье подчеркивается роль человеческого фактора в процессе формирования пространства, который нередко оказывался сильнее установлений власти. Анализируются такие топосы детства, как дом, детский дом, школа, улица, пионер-лагерь. На основании изученных материалов делаются выводы что бедность и неустроенность, окружавшая советского ребенка в школе и дома, а также в детском доме, формировала в большинстве случаев не аскетизм, а, напротив, завышенные притязания, приводила к зацикленности на недостижимых материальных благах. Наличие привилегированного пространства - такого, как пионерлагерь, например - прививало мысль о возможности выхода из нищеты благодаря хорошей учебе и общественно-политической активности, в том числе направленной против семьи.

 

Ключевые слова: детская повседневность, пространство, школа, дом, детский дом, улица, пионер-лагерь.

 

Вернуться к содержанию Выпуска 3 (42)