2018. Выпуск 3 (42)

Перцев А. В. Имперский и приватный портреты Людвига Витгенштейна (.pdf)

 

Аннотация: Рассматривается различие между имперским и приватным историко-философским портретом Л. Витгенштейна на основе перевода доклада Фолькера А. Мунца «Наука и жизненный мир. Витгенштейн и его время». Портрет Л. Витгенштейна в советской истории философии был вовсе не индивидуальным, а частью коллективного портрета позитивистов и даже частью исторической панорамы, представлявшей историческое развитие враждебного позитивизма. Существует, однако, и альтернативная портретная галерея – групповой портрет, нарисованный в Австро-Венгрии и наследующих ей странах. Показано, в каких отношениях с властью был Л. Витгенштейн. Одни интеллектуалы готовят социальные катаклизмы теоретически и идеологически – своими фундаментальными трудами или художественными произведениями. Другие выступают в роли публицистов и народных трибунов во время революций, живо реагируя на события, создавая общественное мнение, становясь на сторону инсургентов. Третьи пытаются сохранять объективность – им представляется, что они знают правду и живут не по лжи. В статье предпринята также попытка раскрыть связь Л. Витгенштейна со своей эпохой через призму его «жизненного мира». Делается вывод о том, что рано или поздно каждый из великих мыслителей предстанет в истории философии во всей индивидуальности, во всей конкретности, которая, по Гегелю, есть богатство абстрактных определений. То есть как точка пересечения различных философских течений и направлений, ибо в каждом философе отражается вся философия без исключения – как в каждой капле воды отражается весь океан.

 

Ключевые слова: имперская история философии, философия Л. Витгенштейна, позитивизм, моральные высказывания, призыв к молчанию, К. Краус.

 

Вернуться к содержанию Выпуска 3 (42)