2018. Выпуск 1 (40)

Устюгова В. В. Культурный досуг революции: Пермь, 1917 год (.pdf)

 

Аннотация: Культурный досуг в провинциальной Перми 1917 г. рассматривается как отражение модерных процессов. В поле зрения оказались темы «культурной модернизации». На рубеже ХIХ и ХХ вв., вошедшем в европейскую историю под разными названиями – Fin de siècle, Belle Époque, Art Nouveau, Серебряный век, спектр способов репрезентации современности расширяется. Это начальное образование, публичные церемонии, ежедневные газеты, выставки технологий и произведений искусства, современные романы, кинематограф, театры-варьете и пр. Вместе с тем увеличивается число потребителей «прогресса», у которых появляются время и деньги, а общедоступные развлечения разыгрывают социальное воображение. После Февраля масса хлынула в музеи и театры, и реальность революции не способствовала росту качества театральных и цирковых постановок. Вкусовые предпочтения взыскательной публики были связаны с классическим или модернистским искусством, новыми видами спорта, клубными формами досуга. Провинция жила в 1917 г. в разных темпоральностях: в одном времени в летнем саду проходили футбольные матчи и на Каме организовывали парусные гонки, в другом – в кинотеатрах шли фильмы «Гришка Распутин», «Позор дома Романовых», выступавшие симулякром «вольницы». Кинематограф явился чутким индикатором революции. Фильмы о «темных силах» царизма с жадностью поглощались «восставшей массой». Над русским же психологическим кино тяготел рок. Городская культура оказалась в 1917 г. в ситуации турбулентности. Транзитом выступали современное искусство, новые виды городского досуга, однако инерционный сценарий разрушался под натиском архаизирующих масс.

 

Ключевые слова: Русская революция 1917 г., модерность, урбанизация, досуг, массовая культура, кинематограф.

 

Вернуться к содержанию Выпуска 1 (40)