2017. Выпуск 4 (39)

Круглова Т. А. Постимперская ситуация в советской России в культурных стратегиях художников: эстетическое и политическое, националистическое и имперское (.pdf)

 

Аннотация: Исследуются культурная ситуация в Европе и России между мировыми войнами (1914–1945 гг.) и ее осмысление российскими интеллектуалами, принадлежащими к художественной сфере. Анализ концептов и дискурсов национального своеобразия вписан в общеевропейский процесс, охарактеризованный Б. Тренчени как «консервативная революция» и «квазиимперская парадигма». Выделен основной фактор, запускающий формирование концепций нациестроительства: распад Российской империи и переформатирование имперской идеи в течение 1920 –1930-х гг. С опорой на концепцию «имперской модернизации» Й. Арнасона описаны основные направления художественной стратегии сталинского периода. Выявлена преемственность между идеями культурного/эстетического национализма в позднеимперский период (1905–1917гг.), поисками национальной идентичности в эмигрантской среде и националистическим поворотом в сталинской культурной политике накануне Второй мировой войны. Показана тесная связь имперского и националистического дискурсов в России позднеимперского и советского периодов. Доказано, что символический ресурс философского и эстетического модернизма русского Серебряного века был активно использован в сталинской культурной политике накануне Второй мировой войны. Интеллектуальное течение «евразийство» (П. Сувчинский, А. Лурье, А. Лосев, Н. Трубецкой и др.), порожденное революцией, Гражданской и Первой мировой войнами, исследуется, с одной стороны, как реакция на советский проект нациестроительства и мировой экспансии и альтернатива им, при этом обнаруживаются точки схождения антизападного, антибуржуазного направления мысли «евразийцев» в обосновании национальной специфики русской культуры, особой международной миссии России и эстетико-политического содержания творчества ведущих мастеров конца 1930-х гг. – С. Прокофьева и С. Эйзенштейна.

 

Ключевые слова: русский модернизм, сталинская культурная политика, «евразийство» в искусстве, С. Прокофьев, С. Эйзенштейн, имперская модернизация, культурный национализм.

 

Вернуться к содержанию Выпуска 4 (39)