2017. Выпуск 4 (39)

Нагорная О. С. История советского выездного туризма в контексте культурной дипломатии «холодной войны» (1955–1991 гг.) (.pdf)

 

Аннотация: Представлен краткий обзор актуальных дискуссий по проблемам внешнеполитических репрезентаций СССР, их институционального и агентного измерения в эпоху «холодной войны». Важным направлением приложения усилий советской культурной дипломатии с начала периода беспрецедентной открытости СССР после смерти Сталина, безусловно, выступал выездной туризм. Несмотря на то что в численном измерении он не достиг масштаба проекта «культпоказа» СССР для иностранцев, путешествия советских граждан были целенаправленно лишены рекреационной составляющей и рассматривались как инструмент политической индоктринации и зарубежных сообществ, и самих туристов. На основе размышлений о монографии И. Орлова и А. Попова о феномене советского выездного туризма, включая его идеологическое и институциональное измерение, формы и практики, а также модели поведения советского человека за рубежом, выявляются лакуны и перспективы развития исследовательских дискуссий. Наиболее сложным признается вопрос об оценке эффективности советского туризма. Ответ на него требует создания и применения весьма четкого инструментария, включающего политические, экономические, статистические индикаторы. Сложившаяся картина достаточно противоречива: попыткам коммерциализации туристского проекта препятствовал приоритет идеологических установок, глобальные и внутриблоковые кризисы ограничивали туристические потоки и контакты с местным населением. Вместе с тем разнообразие форм интернациональных контактов и прорехи в системе контроля способствовали развитию межкультурной коммуникации и складыванию неформальных сетей. Юбилейные мероприятия, поездки в страны с более низким уровнем жизни, позитивные эмоции молодежного туризма обусловливали политическую и даже «патриотическую» мобилизацию советских граждан.

 

Ключевые слова: «холодная война», культурная дипломатия, советский выездной туризм, межкультурные коммуникации.

 

Вернуться к содержанию Выпуска 4 (39)