2017. Выпуск 4 (39)

Кимерлинг А. С. Борьба за урожай: мобилизационные кампании в деревне в 1946–1953 годах (на примере Молотовской области) (.pdf)

 

Аннотация: Политические кампании были в сталинскую эпоху распространенным способом управления страной. Рассматривая их как управленческий механизм и учитывая его реальное воплощение, можно лучше понять политические проблемы того времени. Мобилизационные политические кампании имели стандартную структуру: идеологический посыл через центральную, а затем и местную прессу; организационный этап; мобилизация масс; реализация целей и задач кампании, сопровождающаяся поддержкой прессы; отчет об успехах (также с публикацией в газетах). Типичными примерами мобилизационных по форме кампаний в деревне могут служить уборочные и посевные. На примере Молотовской области рассматриваются содержание этих кампаний в послевоенные годы, а также некоторые тактики и неформальные практики, которые оказывали влияние на ход кампаний. Газета «Правда» вместе с другими центральными газетами регулярно публиковала стимулирующие к развитию мобилизационной кампании статьи о хлебозаготовках и социалистических обязательствах. Парторганизации, клубы, избы-читальни должны были вести активную пропагандистскую работу на селе, организовывать общие собрания, лекции, беседы, развивать радиосеть. Колхозники брали повышенные обязательства. Однако на практике планы не выполнялись, и газеты регулярно критиковали за это. Но отчет о результатах был из года в год оптимистичным. Причины невыполнения планов были разными: от проблем с техникой до простых хищений. Люди не были материально заинтересованы в перевыполнении планов, они выживали. В мобилизационных кампаниях власть пыталась разрешить государственную проблему снабжения продуктами, и в известной мере это ей удавалось. Однако реальное воплощение отличалось от идеальных планов.

 

Ключевые слова: cталинская эпоха, мобилизационная политическая кампания, аграрная политика, механизм управления, социалистическое обязательство, колхоз, колхозники, советская деревня, послевоенные годы.

 

Вернуться к содержанию Выпуска 4 (39)