2017. Выпуск 2 (37)

Немченко Л. М. Мобилизация: от мира к войне (особенности кинопропаганды на материале документального фильма «Урал кует победу» и киножурнала «Советское искусство») (.pdf)

 

Аннотация: Статья посвящена проблеме кинопропаганды как средства мобилизации. Показана преемственная связь довоенных киножурналов с военной документалистикой. Доминантой советских фильмов о войне была пропаганда, направленная на формирование народного единства в борьбе против захватчиков. Успех военной кинопропаганды был связан не только с понятной общей целью, но и с выработанными моделями пропаганды довоенного времени, которое пришлось на индустриализацию. Материалы документальных фильмов рассматриваются как репрезентация значимых для советской пропаганды аспектов мобилизационного проекта – трудовой подвиг, дух соревновательности, героизм. Мобилизационный проект в виде довоенной индустриализации стер грань между мирным и военным трудом. Героями индустриализации были не только люди и машины, но и идеология. Процессы индустриализации на Урале совпали с созданием собственного кинопроизводства. Вместе со строительством новых заводов в 1933 г. в Свердловске открывается студия кинохроники, в задачи которой входили визуализация и архивация всех значимых для советской пропаганды аспектов мобилизационного проекта. С приходом звука в кино возникает новый жанр кинодокументалистики – киножурнал. Несмотря на повторяющиеся сюжеты киножурналов (производство, экономика, сельское хозяйство, культура), зрители получали новую информацию, основанную на личных историях и индивидуальном успехе героев фильмов. В советских довоенных киножурналах отчужденный труд индивидуализировался, в военных выпусках эта традиция продолжалась. Героями тыла были конкретные рабочие, ученые, писатели, артисты, мужчины, женщины, дети. Наследовались такие черты предвоенной пропаганды, как интернационализм, единство рабочего класса и интеллигенции. Рассмотрены и новые черты пропаганды, связанные с военным временем, это поиск героических образцов в русской истории, фольклоре. Возник и специфический тип национализма, когда слово «советский» заменялось словом «руский». В обоих исследуемых фильмах особую роль играл авторитет П. П. Бажова, создавшего образ уральского умельца – независимого, творческого, смелого. Люди, подготовленные в эпоху индустриализации к ежедневному героизму, принимали условия новой реальности: тяжелая жизнь – это норма и так можно долго жить.

 

Ключевые слова: мобилизация, кинопропаганда, киножурнал, документальный фильм «Урал кует победу».

 

Вернуться к содержанию Выпуска 2 (37)