2017. Выпуск 1 (36)

Головчанский Г. П., Мельничук А. Ф., Третьяков Д. В. О соотношении святилища Гляденовское костище (IV в. до н. э. – IV в. н. э.) и «идольского жертвища» из жития Трифона Вятского (вторая половина XVI в.) (.pdf)

 

Аннотация: Предметом исследования является христианизация населения Перми Великой. На основе анализа письменных и археологических источников подвергается критике версия, выдвинутая на рубеже XIX и XX вв., о связи святилищного комплекса Гляденовское костище, расположенного в долине р. Нижней Мулянки, с миссионерской деятельностью Трифона Вятского во второй половине XVI в. Считается, что именно с этим памятником археологии связан эпизод уничтожения языческого святилища, описанный в Житии Трифона Вятского. Однако данные письменных и археологических источников свидетельствуют о том, что в указанный период в долине р. Нижней Мулянки проживало языческое башкирское население, а также татарское население, исповедующее ислам. Не обнаружено данных, указывающих на функционирование Гляденовского святилища в XVI в. При написании «Жития» была предпринята попытка создать вариант ранней биографии Трифона, в котором миссионерские подвиги в Вятской земле стали бы логичным продолжением ранней деятельности инока. В «Житии» были проведены не основанные на реальной ситуации параллели с деятельностью другого святителя – св. Стефана. Делается вывод о том, что Гляденовское костище не имеет отношения к деятельности Трифона Вятского, его расположение не соответствует описанному в «Житии» «Идольскому жертвищу».

 

Ключевые слова: христианизация Перми Великой, Гляденовское костище, материальная культура, Трифон Вятский, миссионерская деятельность.

 

Вернуться к содержанию Выпуска 1 (36)