2017. Выпуск 1 (36)

Широков В. Н. Изображения ирреальных существ в пещерах Урала как свидетельства мифологии ледникового века (.pdf)

 

Аннотация: Уральские пещеры с палеолитическими изображениями сходны по многим параметрам с украшенными пещерами Приатлантической Европы и интегрированы в культурное пространство позднего граветта-эпиграветта. В силу родства пещерного искусства ледникового века от Атлантики до Урала интерпретации западноевропейского искусства применимы и к уральским памятникам. Главная трудность в определении палеолитического настенного искусства как мифологии, по справедливому мнению М. Гроенена, состоит в том, что нет никакого прямого или косвенного письменного источника для периодов древнейшей истории человечества. Вся информация, передаваемая в различных устных традициях этих культур, исчезла вместе с ними. Даже если предположить, что некоторые «сцены» искусства верхнего палеолита указывают на повествование, они не содержат в себе подлинного повествования и не имеют доказательства их сакральности, поскольку всегда представлены минимальным количеством фигур. Поэтому необходимо искать другие изображения, которые могут помочь в исследовании. В огромном корпусе изображений верхнего палеолита Западной Европы имеются фигуры, расходящиеся с природными моделями. Это композитные существа антропоморфные, композитные животные и животные нереальные (ирреальные, фантастические). Их анализ позволяет выявить некоторые иконографические темы. Поскольку эти иконографические темы находятся на больших расстояниях и в удалённых географических районах – от Урала до Приатлантической Европы они не могут быть случайными, что с большой степенью вероятности говорит об их мифологическом содержании.

 

Ключевые слова: пещерное палеолитическое искусство, ирреальные изображения, мифология.

 

Вернуться к содержанию Выпуска 1 (36)